Практическое занятие №5. Анализ текста. Контент-анализ

Вопросы для обсуждения

Нарратив

2. Контент-анализ

Терминологический тезаурус:контент-анализ, классификатор, категории анализа, единицы анализа, единицы счета, кодировочная матрица.нарратив.

Указания к выполнению задания. Составить конспект, ответив на вопросы к семинару.

Нарратив.Нарративная психология. Определение нарратива. Структура, свойства и функции нарратива. Идентичность личности и нарратив.

Исследование жизненных рассказов. Особенности метода. Проблема объекта исследования – жизнь великих людей, маргиналы, обычные люди. Особенности сбора данных для изучения жизненных рассказов. Организация и систематизация данных. Проверка данных как обязательный этап исследования жизненных рассказов. Области обязательной проверки. Основные правила проведения исследования. Специфика изучения общей истории жизни и тематической истории. Примеры современных исследований.

Контент-анализ – номотетическая процедура идеографического метода. Возможные области применения метода. Общие принципы метода, основные процедуры контент-анализа. Качественные (смысловые) единицы, количественные единицы анализа.

Количественная обработка данных контент-анализа.

Практическое задание (выполняется на занятии).

Обследовать испытуемого с помощью методики Б.Форера (незаконченных предложений) (Горбатов, с.214-216). Осуществить контент-анализ. Результаты внести в следующую таблицу.

Категория анализа Единицы анализа (номера предложений) Частоты выявляемых отношений
Положит. Отрицат. Нейтральн.

Составить общую характеристику системы отношений испытуемого.

Для проведения контент-анализа распечатать методику Б Форера.

Литература

Основная

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: издат.дом «БАХРАХ-М», 2000.

2. . Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003. - С.423-424.

Дополнительная

1. Артемьева О.А. Качественные и количественные методы психологического исследования массовой коммуникации: учебное пособие /О.А.Артемьева – Иркутск.: Иркут.гос.ун-т, 2007.

2. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Методика незавершенных предложений Б. Форера. составляется общая характеристика системы отношений испытуемого.

Инструкция: «Перед тобой ряд предложений. Все они неокончены. Продолжи каждое той мыслью, которая первой придет тебе в голову. Долго не раздумывай. Пожалуйста, постарайся завершить все предложения».

На втором этапе осуществляется контент-анализ. Его результаты вносятся в следующую таблицу:

Категории анализа Единицы анализа (номера предложений) Частоты выявленных отношений
положит. отрицат. нейтр.

Бланк



1. Когда он оставался один, он...

2. Он часто мечтал, что может...

3. Это казалось невыполнимым, поэтому он...

4. Он чувствовал себя виноватым, когда...

5. Когда она отказала ему, он...

6. Я чувствую, что у меня не получается из-за...

7. Он гордился, что он...

8. Когда я был маленьким, я больше всего боялся...

9. Мой отец всегда...

10. Идеальный мужчина...

11. Всякий раз, когда я должен что-то учить, я...

12. Он чувствовал, что уйдет, если...

13. Когда я увидел его, я...

14. Когда она отказала мне, я...

15. Его новые одноклассники были...

16. Большинство отцов...

17. Иногда он мечтал, что он...

18. Он чувствовал себя совершенно ненужным, когда...

19. Я бываю очень злой, когда...

20. Его самое раннее воспоминание о матери было...

21. Идеальная девушка...

22. Когда другие смеялись над ним, он...

23. Когда он встречает своего руководителя, он...

24. Когда я вспоминаю прошлое, мне больше всего стыдно...

25. Если я чувствую, что задание очень трудное, я...

26. Когда она пригласила меня, я...

27. Он мало достиг из-за...

28. Он чувствовал себя плохим всякий раз, когда...

29. Его самым большим желанием было...

30. Большинство мужчин...

31. Когда я принимаю решение, я...

32. Школа - это...

33. Мое самое раннее воспоминание об отце...

34. Не люблю людей, которые...

35. Большинство матерей...

36. Исполнять требования...

37. Была бы моя воля, я бы...

38. Когда они смотрели на меня, я...

39. Большинство девочек...

40. Он чувствовал, что его не признают, потому что...

41. Если я не могу получить то, что я хочу, я...

42. Когда мне делают замечание, я...

43. Он чувствовал, что поступил плохо, когда он...

44. Он знал, что не сможет добиться успеха, потому что...

45. Ему хотелось убежать, когда...

46. Когда они не пригласили меня, я...

47. Он боялся, когда...

48. Когда он обнаружил, что неправильно выполнил задание, он...

49. Люди думают, что я...

50. Когда он спросил меня, я...

51. После того как они сильно толкнули его, он...

52. Больше всего мне хотелось бы быть...

53. Моим самым большим недостатком является...

54. Он чувствовал угрызение совести, когда...

55. Он мог бы убить того человека, который...

56. Иногда он беспокоился о...

57. Он сделал не так, как надо, потому что...

58. Я хотел бы, чтобы школа...

59. Когда он обращался ко мне, я...

60. Моя мама всегда...

61. Они не любили его, потому что...

62. Когда они спрашивали мое мнение, я...

63. Всякий раз, когда у него не получалось, он...

64. Он бросил учебу потому, что...

65. Я проиграл, потому что...

66. Среди людей я обычно чувствую...

67. Когда я увидел ее, я...

68. Когда мне давали поручение, я...

69. Я чувствую себя виноватым за то, что...

70. Когда мой отец приходил домой, я...

71. Когда она обращалась ко мне, он...

72. Когда мама наказывала его, он...

73. Человек, которого уважают, это...

74. Я часто мечтаю о...

75. Он психует, когда...

76. Когда моя мама приходит домой, я....

77. Когда они говорят ему, что он должен делать, он...

78. Самый большой недостаток школы в том, что она...

79. Больше всего он боялся...

80. Когда папа наказывал его, он...

81. Большинство девушек поступает так, как будто...

82. Когда я чувствую, что не нравлюсь другим, я...

83. Больше всего на свете ему хотелось...

84. Когда он находится среди ребят, он...

85. Когда подошла его очередь говорить, он...

86. Я могу рассердиться, если...

87. Я боюсь...

88. Всякий раз, когда он был со своим отцом, он чувствовал...

89. Парень может ударить девушку, которая...

90. Когда ему сказали, чтобы он ушел, он...

91. Иногда мне кажется, что мой учитель...

92. Когда я переходил в следующий класс, я...

93. Всякий раз, когда его знакомят с людьми, он...

94. Когда он бывает со своей мамой, он чувствует...

95. Большинство мальчишек поступает так, как будто...

96. Я хочу, чтобы мой отец...

97. Он хотел все бросить, когда...

98. Если бы я был королем, я бы...

99. Я хочу, чтобы моя мама...

100. Мне хочется куда-нибудь скрыться, когда..

Структура отчета

По лабораторной работе

Письменный отчет должен содержать следующие разделы: «Теоретическая постановка исследования», «Организация исследования», «Результаты», «Обсуждение результатов», «Выводы», «Список литературы», «Приложения».

1. Теоретическая постановка исследования.Раздел включает в себя краткий тематический обзор, определение основных терминов, формулировку целей, задач, гипотез исследования.

2. «Организация исследования».В данном разделе дается подробное описание того как проводилось исследование.

Должны быть изложены следующие аспекты работы:

· Испытуемые (кто выступал в качестве испытуемых, их количество, возраст, пол, а также другие характеристики, важные для данного исследования).

· Материал (что являлось материалом в исследовании; аппаратура и программное обеспечение, которые использовались для создания ситуации исследования или для записи ответов испытуемых).

· Процедура (этапы проведения исследования; какое задание и инструкция давались испытуемому; какие стимулы предъявлялись, в каком порядке; какие ответы и в какой форме давал испытуемый. Если исследование состояло из нескольких серий, указывается их порядок. Сроки проведения исследования).

3. Результаты.В этом разделедается описание полученных данных, методы их обработки, окончательные результаты, которые подлежат обсуждению.

Если использовались методы статистического анализа, то необходимо привести соответствующие формулы или указать использованную статистическую программу. При этом нужно представить в разделе распечатку полученных результатов обработки из данной программы (или поместить ее в раздел «Приложения»).

Таблицы, схемы и графики, иллюстрирующие основное содержание работы, должны быть пронумерованы и подписаны (должны иметь название, выражающее основное содержание данной таблицы/рисунка). На графиках оси координат должны быть подписаны.

4. «Обсуждение результатов».В данном разделе полученные результаты нужно соотнести с целью исследования, выдвинутой гипотезой. В целом интерпретация результатов предполагает ответ на вопрос: «о чем говорят полученные результаты?» Теоретическое обоснование полученных результатов, повышает качество выполненной работы.

5. «Выводы».Краткое подведение итогов работы, формулировка основного результата.

6. Список литературы. Перечень литературных источников, которые использовались при выполнении работы.

7. Приложения. В данный раздел следует включать исходные материалы, полученные в ходе выполнения работы (ответы испытуемых в бланках методик, таблицы с «сырыми» данными, протоколы бесед, самоотчеты и т.д.), распечатки с полученными данными, промежуточные расчеты и другие дополнительные материалы.




2179241098897977.html
2179268904201416.html
    PR.RU™