Тема 1. Теория государства и права 4 страница

- частые изменения действующих нормативных правовых предписаний, обусловленные кратковременными интересами правящей государственной элиты;

- умышленное непринятие необходимых нормативных правовых актов и несовершение необходимых юридически значимых деяний;

- преднамеренное создание противоречивых и пробельных правовых актов;

- сознательная конфронтация органов власти и должностных лиц разных уровней власти и др.

Среди причин широкого распространения правового нигилизма в современном российском обществе можно выделить: низкий уровень правовой грамотности общества, юридическое невежество; особенности национальной психологии и культуры, допускающей неуважительное отношение к праву; кризисное переходное состояние всех сфер общественной жизни; низкий уровень и качество жизни основного числа российских граждан; несовершенство системы правового воспитания; отсутствие эффективных механизмов юридической ответственности.

Основные пути преодоления правового нигилизма для российского общества: повышение уровня и качества жизни граждан, их общей и правовой культуры, правового сознания, юридической информированности, совершенствование действующего законодательства, профилактика правонарушений, упрочение дисциплины и правопорядка, подготовка высококвалифицированных юридических кадров, скорейшее завершение экономической, политической и правовой реформ.

Правовой обычай - это особый вид формы права, представляющий собой исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного повторения правило поведения, одобряемое и защищаемое государством.

Правовой обычай является исторически первой формой закрепления юридических норм. Он, как правило, складывается стихийно, непреднамеренно. Единообразное решение типовых случаев в течение весьма длительного времени приводит к необходимости его закрепления в качестве общеобязательного правила поведения.

Как особая форма права обычай характеризуется наличием следующих признаков: а) как правило поведения складывается и используется в течение длительного времени; б) получает одобрение и защиту со стороны государства; в) на него зачастую имеется ссылка в законе; г) он не должен противоречить действующей системе права; д) регулирует отношения, вмешательство в которые государства пока или нежелательно, или преждевременно.

Обычай как источник права до сих пор широко применяется в некоторых странах Африки, Латинской Америки, Японии, Китае и др. В Российской Федерации обычай также признается в качестве формы права. Например, правовой обычай используется в таких отраслях российского права, как гражданское, семейное, земельное право. Например, в ст. 5 ГК РФ в качестве правового признается обычай делового оборота, который определяется как сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. Однако роль обычая в системе источников российского права весьма незначительна.



Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Основные признаки правовых режимов:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов:

- в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

- в зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные;

- в зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

- в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;

- в зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

- в зависимости от формы выражения - законный и договорный;

- в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;



- в зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные.

Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

1) права и обязанности (ядро правового статуса);

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

- в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

- в зависимости от предмета правового регулирования стимулы делятся на конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

- в зависимости от объема можно выделить основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

- в зависимости от времени действия стимулы делятся на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

- в зависимости от содержания они бывают материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных социально полезных целей. Свойства юридических средств:

1) обладают специально-юридической природой, являются феноменами сугубо правового характера, поскольку основаны на правовых нормах и обличены в юридическую форму;

2) неразрывно связаны с целями правовой политики, так как создаются и функционируют для достижения этих ориентиров;

3) сочетаясь определенным образом, правовые средства выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования;

4) обеспечиваются государством, их отличает гарантированность мерами властного воздействия, ибо реализация регулятивных возможностей права предполагает известную поддержку;

5) приводят к определенным юридически значимым последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования.

В зависимости от особенностей их природы и сферы функционирования все юридические средства можно разделить на средства-инструменты (юридические нормы, а также закрепляемые ими правовые институты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, поощрения, санкции, льготы, принципы и презумпции права, правовые режимы и механизмы и др.) и средства правореализации (могут выражаться в форме средств-документов и средств-деяний).

По степени сложности структурного строения правовые средства можно разграничить на первичные (дозволения, запреты, обязывания, меры поощрения, меры ответственности и др.) и комплексные (юридические нормы и институты, правоотношения, нормативные и правоприменительные акты, правовые механизмы и режимы и др.).

В зависимости от функциональной роли средства права можно разграничить на регулятивные (дозволения, запреты, обязывания и пр.) и охранительные (санкции, меры пресечения, меры наказания, иски и т.д.).

По виду правового регулирования средства бывают нормативные и индивидуальные.

По информационно-психологической направленности (особенностям воздействия на сознание, волю и мотивы субъектов) они делятся на стимулирующие и ограничивающие.

По характеру использования средства могут быть однократного (приговор) и многократного (принцип права) применения.

По времени действия - постоянные (гражданство) и временные (премия).

По значимости последствий их можно разделить на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь).

Правомерное поведение - это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Оно находит выражение как в положительных действиях, так и в положительном бездействии.

Состав правомерного поступка: объект - общественное отношение, допускаемое и охраняемое законом; объективная сторона - деяние, позитивный результат и причинная связь между ними; субъект - лицо или организация, правомочные совершать деяние; субъективная сторона - позитивное психическое отношение к деянию.

По степени социальной значимости правомерное поведение делится на необходимое, затрагивающее основы жизнеспособности всего сообщества (служба в армии), желательное, отвечающее частным интересам общества и удовлетворяющее потребности отдельных субъектов (научное и художественное творчество), и допустимое (отправление религиозных культов).

По личной мотивации поведение бывает: - основанное на восприятии правовых требований как наиболее целесообразных ориентиров поведения, соответствующих интересам субъекта;

- основанное на конформистском подчинении правовым требованиям ("как все, так и я"), когда человек, совершая правомерные поступки, внутренне не согласен или сомневается в справедливости выраженных в них требований. При этом различают пассивную (связанную с низким уровнем правосознания, повышенной внушаемостью) и активную (связанную с активной жизненной позицией субъекта, добивающегося изменения соблюдаемых, но не признанных им юридических стандартов) формы конформизма;

- основанное на маргинальном (пограничном) поведении, боязни наказания за иные варианты поведения. Если же субъект будет уверен в безнаказанности за свое поведение, то он совершит правонарушение.

По степени социальной активности субъекта правомерное поведение делится на обыденное, выраженное в повседневном правомерном поведении субъекта; активное - положительное действие, связанное с дополнительными затратами времени, энергии, материальных средств и т.д.; пассивное - положительное бездействие, связанное с добровольным отказом от использования принадлежащих субъекту прав и свобод.

Правонарушение - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

Признаки правонарушения:

1) все правонарушения представляют собой деяния людей в форме активного действия или юридически значимого бездействия;

2) правонарушением являются лишь такие деяния субъектов, которые нарушают предписания нормы права, т.е. носят противоправный характер. Будучи юридическим проявлением общественной вредности деяния, противоправность выражает оценку деяния со стороны государства;

3) противоправное деяние лишь тогда может расцениваться как правонарушение, когда в этом есть вина субъекта, его совершившего. Вина выражает отношение субъекта к совершенному деянию и его возможным последствиям. Он должен иметь возможность не только осознавать социальную значимость своего поступка, но и контролировать свое поведение, иметь свободу выбора того или иного его варианта;

4) противоправное, виновное деяние субъекта расценивается как правонарушение, если приносит вред общественным, государственным и личным интересам. Вред может быть моральным и материальным, восстановимым и невосстановимым, реальным и потенциальным.

В зависимости от сферы общественной жизни различают правонарушения в сфере экономики, политики и т.д.

В зависимости от специфики цели выделяют правонарушения с заранее поставленной целью и правонарушения с неопределенной или внезапно возникшей целью.

По степени их общественной вредности правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, причиняют наибольший вред личности, государству, обществу и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Проступки в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, бывают: административные (посягающие на установленный общественный порядок, порядок управления, собственность, права и свободы граждан, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность), дисциплинарные (нарушение правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей), гражданско-правовые (правонарушение, совершенное в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений), процессуальные (нарушение установленной законом процедуры осуществления правосудия).

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Признаки правоотношений:

1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

В структуру правоотношения входят: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность.

Предпосылками возникновения правоотношений являются условия (факторы), порождающие правовые отношения. Они делятся:

- на материальные (общие) - жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. К ним можно отнести также наличие объекта правоотношения, не менее двух субъектов и соответствующее поведение участников правоотношений;

- юридические (специальные) - норма права, правосубъектность, юридический факт.

Правоотношения подразделяются: 1) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, административные, уголовные и т.п.; 2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.); 3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий; 5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие.

Правосознание - это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации.

С одной стороны, существование правосознания и его качественные характеристики во многом обусловлены действующим в обществе правом, практикой его толкования, реализации и т.д. С другой стороны, правосознание само оказывает заметное влияние на свойства и тенденции развития правовой системы.

Как особая форма общественного сознания правосознание характеризуется тем, что:

- его носителем является человек или общность людей;

- отражает государственно-правовые явления;

- выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

- носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспективы развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

- тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.д.).

В структуре правосознания выделяют два уровня:

1) правовую психологию - это совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву, во многом выражающих поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права;

2) правовую идеологию - понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок. Носителями правовой идеологии могут быть: официальная государственная власть, научное сообщество, политические партии, отдельные ученые, политики, общественные деятели.

По степени общности правосознание классифицируется на индивидуальное, групповое и массовое; в зависимости от его носителя - на обыденное, профессиональное и научное (доктринальное).

Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности.

Способностью быть носителем прав и обязанностей обладают все граждане независимо от пола, возраста, образования и т.д. Однако правоспособность порождается не фактом рождения. Она имеет не природный, а государственно-волевой характер. Правоспособность как юридическое свойство субъекта равна для всех. От правоспособности нельзя отказаться или передать другим. Однако ее объем, содержание и время наступления определяются по-разному. Виды правоспособности:

а) общая - принципиальная возможность иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных законом;

б) отраслевая - (трудовая, брачная, избирательная), предусматривающая возможность иметь комплекс прав и обязанностей, представленный отраслевым законодательством;

в) специальная - это способность субъекта (профессиональная, должностная) обладать определенным комплексом прав и обязанностей, требующих некоторых дополнительных условий и свойств (специальных знаний, стажа работы, определенного возраста и т.п.), необходимых для выполнения определенной деятельности.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Принципами правотворчества являются: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Основная его продукция - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах).

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации); правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на законотворчество; делегированное правотворчество; подзаконное правотворчество.

Привилегии - это специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов (прежде всего для властных органов и должностных лиц), необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих специфических обязанностей. Они необходимы для независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления.

Привилегии есть специфические льготы, это исключения из исключений, изъятия как из общих, так и особенных норм права. Их не может быть много, иначе привилегии будут посягать на основные принципы права - справедливость, равноправие и т.п.

Привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ). Право посредством привилегий юридически "выделяет" тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей. В основном они сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностные лица, но вместе с тем как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам.

Применение права - это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.д.

Признаки правоприменения:

- применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

- носит властный характер;

- осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

- связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;

- направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

- имеет ряд стадий:

1) установление фактической основы дела (осуществляется сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу);

2) установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние);

3) решение дела - завершающая и вместе с тем основная стадия (принимается решение и выносится правоприменительный акт).

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Свойства принципов права:

1) в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни;

2) прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в Конституции);

3) обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами; они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс;

4) отражают своеобразие национальной правовой системы;

5) имеют самостоятельное регулятивное значение; являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к которым относятся:

- принцип демократизма;

- принцип гуманизма;

- принцип законности;

- принцип равноправия;

- принцип справедливости;

- принцип единства прав и обязанностей;

2) межотраслевые - исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности - в уголовном и административном праве; принцип состязательности - в процессуальных отраслях права и т.д.);

3) отраслевые - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора - в трудовом праве, принцип разделения властей - в конституционном праве и т.д.).

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Пробел существует при одновременном наличии двух условий: а) фактические обстоятельства находятся в сфере правового регулирования; б) отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Причины появления пробелов в праве: невозможность на нормативном уровне урегулировать все многообразие жизненных ситуаций; отставание законодательства от жизни; ошибки законодателя.

Пробелы должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса. Здесь новых норм права не создается, правоприменитель восполняет отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай, причем ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Реализация права - это процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и иных факторов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.


2179797397027548.html
2179851304762689.html
    PR.RU™