ПРИЛОЖЕНИЕ. Материалы для дополнительных занятий

Ниже мы приводим материал для проведения упражнений по теме «Кто я?». Тема эта может вызвать разный отклик у подростков в силу их личностных особенностей, опыта работы по программе, ситуации в группе. Мы уже упоминали о том, что программа ЖН – очень личная и индивидуальная программа, в том числе для Вас, ведущего этой программы, для каждой вашей группы. Выше мы предложили вам сценарий темы «Кто я?». Однако, по нашему опыту и опыту наших коллег, для разных групп эта тема проходит по-разному. Иногда требуется дополнительное время для обращения к какой-то теме или проживания определенного опыта. Бывает так, что образовалось время для проведения еще одного занятия. Случается, что какое-то занятия не пришлось вам по вкусу или группа очень увлечена какой-то темой. Также бывает, что некоторые упражнения проходят очень быстро. Ниже мы предлагаем вам дополнительный материал для творческого подхода к сценарию, для того, чтобы дать вам возможность сделать эту тему своей, подходящей именно вам и вашей группе.

«10 качеств моего характера». (25 – 30 мин)

Предложите ребятам перечислить 10 качеств их характера – как положительных, так и отрицательных. По завершению работы рядом с каждым качеством характера написать, чем эти качества полезны, для чего нужны и почему важны в моей жизни?

Например, активная – много чего успеваю сделать; вспыльчивая – сумею себя защитить, трудолюбивая – хорошо учусь и пр. Это упражнение можно сделать в дополнение к упражнению «Положительное в отрицательном», занятие №5.

После того, как ребята напишут, для чего качества характера нужны в их жизни, вы можете в кругу обсудить, удалось ли каждому участнику увидеть в этом какие-то свои ценности? Ведь одно и то же качество характера можно использовать по-разному: я могу быть очень активна, и много путешествовать (ценность узнавания нового) или много общаться с людьми (ценность отношений).

Блок упражнений на тему «Как я проживаю свое время» (45 мин)

Мой ритм.

Каждый участник группы придумывает свой собственный ритм с помощью рук и ног, который затем повторяет вся группа.

Поговорите с ребятами о том, что у каждого человека время – свое. Наверное, сами участники группы могут привести примеры, как по-разному разные люди воспринимают время. Например, выполняют какие-то дела дольше или быстрее, что такое быстро для каждого человека и пр. Мы предлагаем плавно вывести дискуссию на тему, кто с какой скоростью живет.



Моя скорость».

Предложите ребятам пройти от одной стены зала до другой и вернуться на свое место так (с той походкой, с той скоростью), с какой они обычно ходят и прислушаться к своим ощущениям.

После того, как все вернулись, предложите пройти по тому же маршруту так, с той скоростью, которая, как им кажется, им соответствует. Обсудите в группе, есть ли отличия между первым и вторым вариантом, изменилась ли скорость движения. Обратили ли ребята внимание, как по-разному они ходили по сравнению с другими участниками группы? Есть ли что-то похожее в том, как они сейчас двигались в группе с тем, как они обычно живут, проживают время? Как бы они описали свою скорость, на что это похоже? (можно предложить группе взять примеры из мира животных – скорость улитки, черепахи, ягуара, слона, ….)

NB Если в вашей группе не проводилось упражнение «1 минута» из ЖН 1 класса, обязательно проведите.

Рисунок «Мое время».

Предложите ребятам сделать рисунок «Моё время» и в символической форме изобразить, как они воспринимают время своей жизни.

NB Вы также можете предложить сделать общий рисунок, в зависимости от того, какая тема более актуальна в вашей группе – глубокой индивидуальной работы или тема отношений, сравнения, межгруппового взаимодействия.

Мои имена. (15 мин)

Каждый участник группы пишет на отдельных листочках 5 или 7 вариантов своего имени (все, что можно придумать, даже такие варианты, какими его редко или никогда не называют). Все имена перемешиваются в одной корзине (или шляпе). Затем каждый участник подходят к корзине и вытаскивает чье-то имя и выкрикивает его, автор имени подходит и забирает свое имя. Задача каждого - собрать все свои имена. После этого он садится на место.



NB Скорее всего, во время проведения этого упражнения в группе будет очень шумно – это нормально, не пытайтесь установить тишину, потому что тогда может повыситься тревога каждого участника.

«Черты характера. Расстановка». (30 – 40 мин) Мы предлагаем разыграть сценку, где роли черт характера будут выполнять участники группы.

NB Обратите внимание на атмосферу в вашей группе. Проводите это упражнение, если в вашей группе нет высокого уровня агрессии, если в группе нет явно отвергаемых участников, если групповая динамика в данный момент не является темой вашей работы, если у вас как у ведущего группы есть опыт участия в расстановке и если вы как ведущий группы готовы к неожиданностям, которые могут произойти.

NB Если вы не обучались специально психодраме, строго следуйте нашей инструкции! Если имеете опыт расстановок, то действуйте по своему усмотрению.

Инструкция по проведению расстановки:

1) На первом шаге вам необходимо выбрать из участников группы добровольца - автора будущей расстановки.

2) Предложите автору выбрать себе помощников – участников группы, которые будут выполнять роли тех или иных черт характера. Обратите внимание автора, что личная симпатия или антипатия к участникам группы тут не должна играть роли (выбор Васи на роль «Смелости» должен происходить потому, что Вася действительно ассоциируется со смелостью, а не потому что он хороший человек и мой друг). Участник группы, если не хочет выполнять эту роль, вправе отказаться. NB Особое внимание уделите не очень привлекательным чертам характера, к обидным ярлыкам. Будьте внимательны – например, глупость – это не черта характера. Постарайтесь вместе с ребятами ними преобразовать это в позитивные эквиваленты (например, медленный темп мышления или другой темп мышления) Уточните, что именно вкладывалось в это определение? Возможно, подросток воспроизводит то, что слышал в свой адрес от кого-то другого.

3) После выбора всех ролей, которые назначил автор, оставшиеся участники группы могут предложить свои кандидатуры сами на какие-либо роли. Автор вправе согласиться и действительно назначить человека, но может и не соглашаться. После того, как состоялся окончательный выбор участников расстановки, ведущий-психолог назначает оставшихся участников группы экспертами-психологами, которые будут наблюдать за внутренним миром личности.

4) Автор расставляет участников расстановки вокруг себя, на том расстоянии, на котором считает нужным. Участники группы с этого момента теряют способность разговаривать по своему желанию и могут только отвечать на вопросы автора или ведущего-психолога.

5) Ведущий группы по очереди спрашивает у каждого участника расстановки, выполняющего роль черты характера, как он себя чувствует на том месте, где находится, как они хотели бы стоять по отношению к автору. Если участник группы предлагает свой вариант дистанции, по команде ведущего он может подойти и стать там, где хотел бы стоять. В это время автор расстановки внимательно прислушивается к себе - нравится ли ему такие изменения. После этого участник возвращается на свое место.

6) После того, как эта работа проведена с каждым участником расстановки, автор может изменить что-то, если считает нужным – предложить каким-то участникам подойти ближе, кому-то – отойти дальше. Снова спросите у каждого участника, как он чувствует себя в связи с изменившейся ситуацией.

7) В завершении расстановки автор обязательно благодарит каждого участника расстановки. После этого участники по очереди говорят, что теперь они перестают выполнять роль, а становятся снова собой («Я больше не смелоость, я снова Вася!») NBОбязательно проведите процедуру снятия ролей!

8) Проведите круг обратной связи в кругу. Спросите у автора, как он чувствует себя, как он чувствовал себя во время расстановки, какие новые вещи о себе узнал, что показалось важным. Обязательно спросите у каждого участника, выполнявшего роль, как он чувствует себя, что он извлек для себя в этом действии? Что для него было оказаться выбранным на эту роль? Обратите внимание участников расстановки, что каждый из них не только помогал автору, но и работал на себя. Это можно сравнить с цветком – если оборвать у цветка все «вспомогательные» лепестки, одна серединка цветком уже не будет. В завершении спросите мнения экспертов-психологов.

Другие – обо мне. (20 – 30 мин)

Все делятся на группы. Ведущий говорит, что лучше оказаться в группе с теми людьми, которых ты хорошо знаешь и которые тебя знают. По очереди каждый участник - водящий. Водящий уходит за дверь с листком бумаги и ручкой. Пока его не позовут, он пытается прикинуть, что о нем думает группа, каким она его видит. В это время группа думает над тем же: каким мы видим этого человека. Высказываются мнения, один из ребят фиксирует их на отдельном листке (с пометкой, если с какой-то чертой не все согласны или ее видит только один человек). Когда обсуждение закончено (названо не менее 10 характеристик, причем и положительных, и отрицательных), зовут водящего. Он пытается угадать, что о нем думают. Когда угадано хотя бы три характеристики, то остальные зачитываются, листок отдается водящему, а водящим становиться другой человек. В конце игры все делятся впечатлениями. Обычно для участников портрет глазами других – большая неожиданность, и обязательно надо поговорить об этом. Перед началом упражнения надо провести демонстрацию в общем кругу. Выходит один желающий, список ведет ведущий, качества называет весь круг. Поясните, что надо следить за балансом положительных и отрицательных качеств.


2181659262908721.html
2181735262342417.html
    PR.RU™