А. Куссмауль Косноязычие и лепетание

Зелепукиной Анастасии, КСПД 2.3

Все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании, называются косноязычием.
Если эти недостатки достигают такой степени, что речь становится очень неясной или совсем непонятной, то косноязычие называют лепетанием.
Косноязычие – это недостаток или врожденный, или приобретенный; часто оно вызывается только функционально, из-за плохого воспитания и недостаточного упражнения, или бывает органическим. Органическая причина лежит или в центральной нервной системе, или в двигательных нервах речи, или во внешних органах артикуляции: язык, нёбо и т.д.
I. Рассматрим дислалию вследствие недостаточного упражнения и плохого воспитания.
При самом правильном развитии органов речи никто не может произносить отдельные звуки и целые классы звуков, если он не научился этому в юности.
1. Часто встречаются недостатки в образовании звука «р».
a) Ротацизм - картавость. Существует три рода звука «р». «Р» губное, подобие тому звуку, какой произносят кучера, когда они хотят остановить лошадей — «бррр», «р» - язычное, и «р» горловое. В европейских языках употребляются только две последние формы «р». Употребление горлового вместо язычного называется картавостью. Впрочем, картавость разнообразится по тому, как при выговаривании горлового производится запирательное движение языка в задней его части. При этом может участвовать увуля и гортань. Туго натянутая уздечка языка может мешать выговариванию язычного «р» и вести к картавости .
б) Под параротацизмом понимается замена звука другими звуками.
в) Страдающие этим недостатком чаще приводят в движение только боковые края языка вместо верхушки, вместо «р» говорят «л».
г) Другие приводят в движение не язык, а губы так что «р» звучит как «в».
д) Некоторые, вместо того, чтобы приводить язык в дрожательное состояние, только ударяют им раза два в верхние резцы и делают из «р» нечто подобное двум «т» .
е) иные стараются произносить звук «р» позади языка, но гортанно произносят также не искусно, как и язычное и заменяют его звуком «г» или даже гортанно — носом «нг»
ё) Наконец у некоторых перед «р» раздается нечистый шипящий звук «с» или «дс», причем вибрирующая верхушка языка вытягивается слишком далеко, заходя между зубов.
Если картавость существует с детства, то она с трудом устраняется. Для того, чтобы добиться успеха, картавящих нужно учить сначала правильному приспособлению верхушки языка относительно зубов и нёба, причем для приведения верхушки в дрожательное состояние учащийся должен направлять к ней сильный поток воздуха. После некоторого упражнения получаемый таким образом звук заставляют сначала соединяться с гласными для образования слогов и слов, потом с согласными и гласными, постепенно восходя к более трудным словам.
Параротацизм имеет иногда свою причину в затрудненной подвижности верхушки языка, напр., вследствие сильного напряжения уздечки. В таких случаях помощь оказывается хирургическим путем и уже после этого переходят к диалектическому методу. Против появления звука «с» или «дс» вместо звука «р» рекомендовалось использовать инструмент «нажиматель языка», представляющий дощечку из слоновой кости, помещающуюся под язык и укрепленную к нижним резцам посредством крючков.



2. Lambdacismus и paralambdacismus. Косноязычие на звук «л».
Встречаются лица, для которых выговаривание звука «л» представляет столько же трудностей, как и выговаривание «р», вместо этих звуков они употребляют звуки «д», «т», «с», «н» или «нг». Другие заменяют посредствам «р».
В некоторых областях сильное «л» позади гласной выговаривают как мягкое «л» в других местностях «л» выговаривают как «ов» или «ув».
3. Sigmatismus и parasigmatismus. Под этим термином понимаются все недостатки, встречающиеся при выговаривании s и sch, косноязычие на звук s и sch.
a) «С» произносится неприятно резко. Неприятно шипящий характер «с» получает при зубных дефектах, если страдающему этими дефектами не удается при выговариывании «с» закрывать языком существующие щели и таким образом между спинкой верхушки языка и резцами образовать правильный канал для воздуха. Воздух в таких случаях проходит через щели с шипящим шумом, причем легко разбрызгивается слюна.
б) Некоторые выговаривают «с» наподобие английского th, так как у них верхушка языка в это время выдвигается между слишком близко отстоящими друг от друга верхними и нижними резцами больше обыкновенного настолько, что прикасается к нижней губе. Это есть шепеляние или косноязычие щеголей, но встречается также как порок, существующий с детства.
в) Другие заменяют звук «с» посредством шумящего «ск» или сильного «ф». Это происходит от того, что они губной канал воронкообразно расширяют вместо того, чтобы суживать его .
г) Иные произносят звучащее «ск» или «ж» как беззвучное «ск» или даже звучащее и беззвучное «ск» (ш и ж) как безударное «с».
д) Наконец иные, при выговаривании звука «ск» приводят язык в такое положение, при каком выговаривают звук «л», но воздух при этом выходит не производя колебательных движений языка, как будто для образования звука «ск». Вследствие этого возникает сильно шипящий дребезжащий звук, не имеющий сходства ни с «ск», ни с «с». Еще более безобразный звук получается тогда, когда такие лица вместо того, чтобы выгонять воздух через полость рта, производят это через нос, благодаря чему получается звук, подобный мягкому французскому «нг».
Лечение этих расстройств речи, поскольку они происходят вследствие зубных дефектов — есть задача зубного врача, кроме того, для достижения благоприятных результатов достаточно вообще показать правильное положение языка и внимательно упражняться в этом в течение нескольких дней. Борьба с недостатками требует много времени и терпения. 4. Gammacismus и paragammacismus. Гортанное косноязычие.
Встречаются лица, которые в течение всей жизни не выучиваются выговаривать «г» и «к», а вместо этих звуков употребляют «д» или «т». 5. Другие звуки также представляют иногда трудности для выговаривания. Например, история об одном мальчике, нижняя губа которого была коротка, а подбородок был оттянут назад; мальчик этот почти не мог выговаривать «ф».



II. Теперь мы обратимся к расстройствам звукообразования, имеющим свое основание в крупных недостатках внешних органов артикуляции — механической дислалии .
Органические пороки, дающие повод к дислалии этого рода, бывают или врожденные, или приобретенные.Часто только близким людям возможно надлежащим образом ориентироваться в их едва артикулированных, всем другим непонятным звукам. A. Dyslalia laryngea.
Гортань, как орган голоса, имеет решительное значение для артикуляции, так как образование средних согласных связано вообще с голосом, а образование носовых «м», «н», «нг» требует ее содействия. При образовании последних звуков фонация и артикуляция сливаются в одно.
Б. Dyslalia nasalis et palatina.
Недостатки речи, происходящие от того, что носовая полость открывается тогда, когда она должна быть закрыта и наоборот — такие недостатки понимаются под общим именем Dyslalia nasalis или короче Rhinolalia. 1. Rhinolalia aperta.
Запирание носовой полости посредством небной занавески необходимо для образования чистых гласных и всех согласных за исключением носовых, при произнесении которых небная занавеска должна висеть и доступ к носовой полости должен быть открытым. Во время речи с открытой носовой полостью гласные делаются нечистыми и гнусливыми, а носовые согласные выступают резко, между тем как остальные согласные звуки вследствие прохождения более или менее сильного потока воздуха через носовую полость, делаются более или менее неясными.
2. Rhinolalia clausa.
Если при речи доступ воздуха в хоаны закрыт вследствие гипертрофических миндалин, сжимания небной занавески стенкой зева, полипов и т.п., хоаны заперты вследствие воспалительной опухоли, слизи, полипов, посторонних тел и т.п. — то возникает тон заткнутого рта; звуковой колорит гласных делается нечистым, образование носовых звуков испытывает расстройства. В. Dyslalia lingualis
1.Удивительным может показаться то обстоятельство, что врожденные и приобретенные дефекты языка должны быть очень велики для того, чтобы они могли сделать речь невозможной или непонятной.
При описании дефекта языка в виде двух маленьких сочленений, подвижных при посредстве рудиментарных мускулов, поставлено на вид то обстоятельство, что при врожденном уродстве или при приобретенном обезображивании языка речь страдает менее, чем жевание или глотание. 2.Прирожденная и приобретенная гипертрофия языка влечет за собой потерю речи, иногда же только затруднение в ней. В этих случаях помощь может быть оказана оперативным путем, равно как и в случае короткости и плотности уздечки языка, сращения языка со стенками рта, опухолей языка, челюстей, щек и губ, сжатия челюстей вследствие образования рубцовых масс, вследствие мышечных контрактур анкилоза и других механических препятствий, затрудняющих подвижность нижней челюсти и языка. Как на частую причину косноязычия, указывают еще на сухость полости рта и губ. Сухость этих частей влияет на речь разве только тем, что затрудняет движения языка и губ. Здесь следует еще упомянуть о странной склонности некото­рых людей втягивать язык в полость зева (особенно после перерез­ки уздечки) так глубоко, что язык кажется очень коротким, как бы обрезанным. Г.Dyslalia dentalis. Неправильное положение зубов препят­ствуют правильному образованию звуков «с», «ск», англ. th, «ф» и «л»; при этом, кроме того звучит нечисто «т». При отсутствии зубов оказываются полезными хорошо устроенные искусственные зубы, если только субъекты сумели приспособиться к ним надлежа­щим образом. Если зубы слишком сближаются между собой, то нарушается образование гласных и губных согласных. Здесь оказывается по­лезной маленькая скобка на соответствующий зуб. Д. Dyslalia labialis. Из форм ненормального устройства губ, препятствующего об­разованию звуков «р», «ф», «в», «м» и допускающего оперативное лече­ние, следует упомянуть главным образом о заячьей губе.


2184277550465442.html
2184317140294150.html
    PR.RU™